вторник, 29 сентября 2009
Караваджо (Caravaggio; собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio)
Микеланджело (28.9.1573, Караваджо, Ломбардия, — 18.7.1610, Порто-Эрколе, Тоскана), итальянский живописец. Основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 в. Учился в Милане (1584—88) у С. Петерцано. Между 1589 и 1593 приехал в Рим, где работал до 1606, затем — в Неаполе (1607 и 1609—10), на острове Мальта и в Сицилии (1608—09). Творчество К., не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца 16 — начала 17 вв. (маньеризму и академизму).
читать дальшеРанние произведения К. (между 1592 и 1598), с их звонким колоритом и прозрачной светотенью, обнаруживают связь с традициями североитальянской живописи 16 в. (Дж. Савольдо, Л. Лотто, А. Моретто и др.). Вместе с тем уже в них появляется ряд существенно новых черт. Принципу идеализации образа К. противопоставляет индивидуальную выразительность конкретной модели ("Маленький больной Вакх", Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета — непредвзятое изучение натуры в простом бытовом мотиве ("Юноша с корзиной фруктов", Галерея Боргезе, Рим). Полемизируя с художественными концепциями маньеризма и академизма, К. воплощает в античном сюжете празднично-игровое, народное начало ("Вакх", 1592—93, Галерея Уффици, Флоренция), приходит к отрицанию господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи —- натюрморта ("Корзина с фруктами", около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра ("Гадалка", Лувр, Париж). Религиозная картина получает у него новую, интимно-психологическую интерпретацию ("Отдых на пути в Египет", Галерея Дориа-Памфили, Рим). К концу 1590-х гг. складывается оригинальная живописная система К. Ярко освещенный лучом света передний план картины выделяется на погруженном в густую тень фоне, чем достигается подчёркнутая оптическая наглядность изображения и создаётся впечатление его непосредственной близости к зрителю ("Лютнист", Эрмитаж, Ленинград). Зрелые произведения К. (1599—1606) — это монументальные по композиционному решению полотна, обладающие исключительной драматической силой.
Мощные контрасты света и тени, выразительная простота жестов, энергичная пластичная лепка и звучный, насыщенный колорит отражают эмоциональное напряжение, возникающее при неожиданном проявлении идеально-возвышенного в обыденной жизни людей или в моменты духовного противостояния человека враждебному ему окружению ("Призвание апостола Матфея" и "Мучение апостола Матфея", 1599—1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези, "Распятие апостола Петра" и "Обращение Савла", 1600—01, церковь Санта-Мария дель Пополо, "Мадонна ди Лорето", около 1603—06, церковь Сант-Агостино, — все в Риме; "Положение во гроб", 1602—04 (см. илл.), Пинакотека, Ватикан; "Смерть Марии", около 1605—06, Лувр, Париж). Подчёркнутая простонародность типажа, решительность утверждения демократических художественных идеалов в картинах К. вызвали резкую оппозицию сторонников официального искусства. Ряд произведений художника был отвергнут заказчиками. В поздних работах К., созданных в годы скитаний по югу Италии (1606—10), дальнейшее развитие реалистических тенденций, расширение сферы охвата жизненных явлений ("Семь деяний милосердия", 1607, церковь Пио Монте делла Мизерикордия, Неаполь) сопровождаются углублением трагизма мироощущения.
Наряду с нотами скорбной отрешённости в них проявляется дух возвышенного стоицизма ("Казнь Иоанна Крестителя", 1609, собор Сан-Джованни, Ла-Валлетта; "Погребение св. Лучии", 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза). К. обращается к теме одиночества людей в огромном мире, его привлекает образ тесно спаянного человеческого коллектива, объединённого атмосферой родственной близости и душевного тепла. Свет в поздних картинах К. становится мягким и вибрирующим, цветовая гамма тяготеет к тональному единству ("Поклонение пастухов", 1609, Национальный музей, Мессина). Манера исполнения приобретает черты свободной импровизационности
отсюда: slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00032/37600....А теперь слайды:
Трапеза в ЭммаусеТрапеза в Эммаусе, (1601), Национальная галерея, Лондон
Саломея с головой Иоанна КрестителяСаломея с головой Иоанна Крестителя. 1607. Лондон. Национальная галерея
Взято отсюда: bibliotekar.ru/muzeumLondon/23.htmСвятая Екатерина Александрийская Святая Екатерина Александрийская, 1598. Мадрид. Thyssen-Bornemisza Collection
Марфа и Мария Марфа и Мария. 1598. Детройт. Institute of Arts
Саломея с головой Иоанна КрестителяСаломея с головой Иоанна Крестителя, 1609. Мадрид. Королевский дворец
НарциссНарцисс. 1598-1599. Рим. Galleria Nazionale d'Arte Antica
Распятие апостола ПетраРаспятие апостола Петра. 1600 Капелла Черази церкви Санта-Мария дель Пополо
Уверование апостола ФомыУверование апостола Фомы. 1601-1602. Потсдам. Sanssouci
Успение МарииУспение Марии. 1606. Лувр
Ecce Homo Ecce Homo. Се Человек. 1606. Генуя. Palazzo Rosso
Давид с головой ГолиафаДавид с головой Голиафа. 1606-1607. Вена. Kunsthistorisches Museum
Христос у колоныХристос у колоны. 1607. Руан. Musee des Beaux-Arts
Святой ИеронимСвятой Иероним. 1607. Валлетта. Музей Святого Иоанна
Портрет магистра Мальтийского орденаПортрет магистра Мальтийского ордена. 1607-1608. Лувр
Усекновение главы Иоанна КрестителяУсекновение главы Иоанна Крестителя. 1608. Валлетта. Музей Святого Иоанна
Отречение апостола ПетраОтречение апостола Петра. 1610. Нью Йорк, Shickman Gallery

Все иллюстрации (кроме первых двух), взяты отсюда: www.varvar.ru/arhiv/gallery/baroque/caravaggio/...Мадонна Лорето Мадонна Лорето, (1603-06)
Шулеры Шулеры, 1595, Музей Кимбелла, Форт Уорт, США
Вакх Вакх, ок. 1595

Взято отсюда: smallbay.ru/caravaggio.htmlРекомендую на посмотреть:
www.artprojekt.ru/gallery/karavadjo/index.htmlwww.varvar.ru/arhiv/gallery/baroque/caravaggio/...smallbay.ru/caravaggio.html
@темы:
Картинки,
Увлечения
Картинки хорошие. спасибо ))